Влияние семейного воспитания на психологическое здоровье ребёнка » №4 орта мектеп. Талдықорған
"Жетісу облысы білім басқармасының
Талдықорған қаласы бойынша білім бөлімі"мемлекеттік мекемесінің
"№4 орта мектеп"
Education Department of Shu district
Reception room :
+7(7282) 24-66-74
bookkeeping:
+7(7282) 24-66-74
Version for
visually impaired
» » Влияние семейного воспитания на психологическое здоровье ребёнка
14
September
2022

Влияние семейного воспитания на психологическое здоровье ребёнка

14 сентября 2022 года в КГУ «Средняя школа №4» педагог-психолог Кылышбаева М.И. выступила на родительском собрании на тему "Влияние семейного воспитания на психологическое здоровье ребёнка"

Уважаемые родители! Психологическая безопасность и психологическое здоровье детей в ваших руках!
Данное родительское собрание посвящено влиянию семейного воспитания
на психологическое здоровье ребёнка.
Цели:
•выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;
•выявление психологических особенностей современных детей;
•роль семьи в воспитании детей;
•разработка принципов воспитания современных детей.
Ход собрания
1. Информационная часть.
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о роли семьи в воспитании современных детей. Бсо собой представляют современные дети? Каковы их психологические особенности, отличающие их от детей прошлых поколений?
Современных детей называют по- разному. Например: "Дети нового тысячелетия" - юные существа, обладающие необычными психическими возможностями; "Дети Света"- мировоззрение детей отличается от привычного; во Франции необычных детей называют "тефлоновые Дети", т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения; в Америке - " Дети Индиго".
Жсе дети рождаются невинными и добрыми, каждый ребенок особенный. Профессор, доктор педагогических наук Н.В.Кузьмина считает: "Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но подчас и блокируются или самоблокируются под влиянием страха".
Педагоги и психологи замечают, что современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, поэтому у них часто снижено внимание; современные дети зачастую не хотят выполнять требования взрослых и иногда даже проявляют агрессию. Почему же таких детей становится всё больше? Специалисты называют ряд причин:
1. Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV).
2. Родители в силу своей занятости, недостаточно внимания уделяют своим детям, а затем откупаются вседозволенность из чувства вины перед детьми.
3. Родители и педагоги не всегда используют современные методы работы с детьми, а пользуются уже устаревшими.
Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же решены, родители должны понимать, что только от них зависит вырастут ли их дети настоящими людьми.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье : диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в проявлении инициативы одними членами семьи (в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других.
Опека в семье - это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает совместную деятельность, времяпровождение.
При тактике "невмешательства" родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.
Существует 3 стиля семейного воспитания:
- демократический;
- авторитарный;
- попустический.
Демократический стиль - это стиль "согласия"; авторитарный стиль - стиль "подавления"; попустический стиль - ребёнок предоставлен сам себе.
Неделю назад ребята отвечали на вопросы анкеты. Какие получились результаты вы узнаете чуть по позже. А сейчас мы поиграем в игру которая называется «Правдивая Маша». Играет музыка родители по кругу передают куклу, музыка замолкает. У кого кукла, тот отвечает на вопрос.
Игра «Правдивая Маша»
Вопросы:
1.Поощряете ли вы и чем своего ребенка за хорошие успехи в учебе?
2.Обсуждаете ли вы с ребенком возникшие семейные проблемы и его личные? Как это происходит?
3.Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье? И имеет ли ваш ребенок обязанности, какие?
4.Является ли в вашей семье ремень способом наказания ребенка? Как и чем вы наказываете своего ребенка?
5. Часто ли вы в вашей семье выражаетесь нецензурными слова в адрес детей. Если «да» назовите причину.
Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. ЗадуMayтесь над этим.
Ну а теперь вернемся к анкете, которую я провела с ребятами нашей школы. Было опрошено 38 учащихся.
№НаименованиеЖсегдаИногдаНикогда
1Меня почти во всем поддерживают.19190
2У нас в семье бывают разногласия, даже ссоры.2306
3Мне бывает трудно дома.02018
4Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.121412
5На замечания классного руководителя реагируют с негативной стороны41618
6Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь.17165
7Мне всегда дают карманные деньги.10262
8Родители со мной обычно разговаривают грубо01524
9Дома мне никто из родителей не помогает делать уроки, мне нужна их помощь41616
10Родители заняты только собой.11225
Результаты показали, что своих детей вы поддерживаете во всем. В семьях часто бывают разногласия с детьми и даже споры.
50% ребят ответили, что: редко вы предъявляете высокие требования в учебе и реагируете на замечание классных руководителей. Многие родители разговаривают с детьми грубо, так ответило15 человек. Регулярно получают карманные деньги 26 учеников.
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются
1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого.
Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру. Ведь многие наши дети грубо относятся к учителям, к одноклассникам.
3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является умение правильно говорить в обществе, друг с другом. Ребята наши между собой разговаривают и применением нецензурных слов. Не стесняются в выражениях, в жестах на замечание педагогов и работников школы не реагируют или просто улыбаются.
Существует ряд принципов, которые нужно соблюдать во взаимоотношениях с современными детьми, чтобы добиться с ними взаимопонимания.
1. Если Вы будете кричать на ребёнка и приказывать ему, то, скорее всего, вы получите обратный эффект: ребёнок не будет выполнять приказ, возможно, даже будет проявлять агрессию.
2. Детям нужна наша любовь, наше понимание. Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет), если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать.
3. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный метод работы с детьми - сотрудничество.
4. Психологи утверждают: чтобы восстановить контроль над ребёнком, ему необходимо давать время подумать: если ребёнку 4 года - дать 4 минуты, 15 лет-15 минут и т.д., после этого ребёнок психологически готов к беседе с Вами.
И в заключение позвольте перечислить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- Жсегда находить время, чтобы уделить время ребёнку, поговорить с ним;
- Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом. Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: Без любви все – ничто!
Я надеюсь, что Вы взяли на вооружение мои советы и воспользуетесь ими. Хочется закончить наше собрание словами Великого педагога А.Макаренко "Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
Памятка
•Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень скоро вернёт их вам
•Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка
•Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас
•Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности
•Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка

Правило №1
Сила нравственных отношений в семье
Не критикуй! Побойся ранить словом!
Правило №2
Учите делать добро бескорыстно!
Правило №3
Читайте сами!
Читайте вместе с ребёнком!
Читайте всей семьёй!
Правило №4
Любите людей!
Говорите о них хорошее!
Правило №5
Формируйте нравственность поступками!